В марте 2017 года в МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова» проведена серия мероприятий, посвященных 80-летию российского драматурга, публициста и общественного деятеля Валентина Григорьевича Распутина.
Родился будущий писатель 15 марта 1937 года в селе Усть-Уса Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. Окончив местную начальную школу, продолжил обучение в средней школе, которая находилась за пятьдесят километров от дома. Об этом периоде в 1973 году писателем был создан знаменитый рассказ «Уроки французского». Именно этому рассказу 27 февраля учитель русского языка и литературы Поздеева Александра Ивановна посвятила урок литературы на тему «Нравственные проблемы в рассказе В. Распутина «Уроки французского» в 6а, 6б и 6в классах, всего было задействовано 55 учащихся.
15 марта библиотекарем школы Поповой Альбиной Савельевной была организована портретная выставка «Век живи - век люби», посвященная 80-летию В.Распутина, а также проведена литературная викторина по рассказу «Уроки французского», участниками которой стали 16 учащихся 6а класса.
Первые литературные очерки молодого прозаика были опубликованы еще в студенческие годы в альманахе «Ангара». Затем рассказы Валентина Распутина появились в «Огоньке» и «Комсомольской правде». С каждым новым произведением: «Василий и Василиса», «Деньги для Марии», «Последний срок» - его имя становилось более известным. Визитной карточкой прозаика стала повесть «Прощание с Матёрой», написанная в 1976 году.
17 марта учитель русского языка и литературы Кузнецова Галина Максимовна показала открытый урок литературы на тему «Судьба малой родины в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» в 11а и 11б классах.
В начале урока Кузнецова Г.М. дала краткую, но достаточно ёмкую справку о биографии и основных этапах творчества В. Распутина. Эпиграфом к уроку послужили слова писателя: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».
- Что же происходит с человеком, когда рушатся эти подпорки одна за другой? - задала вопрос учащимся 11 класса Галина Максимовна.
На протяжении всего урока ребята активно работали с текстом произведения: выразительно читали отдельные сцены повести, давали логичные и развернутые ответы на вопросы, поставленные учителем. Отдельными группами учащихся были подготовлены кластеры на тему «Моя малая Родина – Усть-Цильма». Урок прошел на одном дыхании. Галине Максимовне удалось за 45 минут помочь учащимся в самостоятельном поиске и осмыслении проблем, поднятых автором, нахождении в них личностного смысла, формировании гражданской позиции, усвоении общечеловеческих ценностей, что является действительно большим трудом для педагога. В конце урока ребята пришли к выводу, что В. Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.
Для писателя В.Г. Распутина Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Коллеги прозаика и читатели находят в произведениях Валентина Распутина продолжение лучших традиций русских классиков.
Ю.П.Носова, учитель русского языка и литературы
|